Фасоль, горох и мелкая моторика

 

 

  

Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика и почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нужное действие или систему действий.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

 

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Опыт работы с дошкольниками показывает следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Таким образом, пока движения рук не станут свободными, добится чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи.

Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики является необходимой частью дошкольного воспитания. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка и обучение письму.

Проводя упражнения я увидела, что у детей пальцы напряжены,сгибаются и разгибаются только вместе и наооборот вялые, «ватные». Не могут выполнить некоторые упражнения.

Таким образом я поняла, пока движения пальцев не будут свободными. Я не смогу добится никаких результатов в развитии речи и подготовки руки к письму.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно - надо обра­тить их в интересные и полезные игры.

Задача педагогов в содружестве с родителями подготовить руку детей к овладению навыком письма и создать детям платформу для хорошего звукопроизношения.

Существует множество интересных игр и упражнений для развития моторики руки. Эти игры могут использовать родители в повседневной жизни.

Наши мамы очень заняты, поэтому я предлагаю игры, которые мамы могут использовать во время работы на кухне. Ваш ребёнок не будет вам мешать, будет занят полезным и безопасным делом.

Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки - естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз - маленькую игрушку. Задача малыша -долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.

Параллельно можно считать шишки, орехи, сортировать фасоль по цвету. Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют

также виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.)

Конечно, овладевая лепкой, рисованием, аппликацией, ребенок не 

научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают 

руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука-глаз. Все это будет ему помощником в школе.

Кисть руки детей приобретает гибкость, уменьшается скованность движений, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными.

Все игры, упражнения и занятия, эффективно развивают мелкую моторику, дети быстро научатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).

Если вы будете тренировать руку ребенка, будет развитие высших психических функций, речи, пространственных ориентировок. Играйте с детьми и творите! Умелые пальцы рук у детей становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 

Воспитатель высшей категории-

Никитина Надежда Фёдоровна

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 30.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения