Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика и почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нужное действие или систему действий.
Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Опыт работы с дошкольниками показывает следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.
И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Таким образом, пока движения рук не станут свободными, добится чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи.
Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью дошкольного воспитания. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка и обучение письму.
Проводя упражнения я увидела, что у детей пальцы напряжены,сгибаются и разгибаются только вместе и наооборот вялые, «ватные». Не могут выполнить некоторые упражнения.
Таким образом я поняла, пока движения пальцев не будут свободными. Я не смогу добится никаких результатов в развитии речи и подготовки руки к письму.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Задача педагогов в содружестве с родителями подготовить руку детей к овладению навыком письма и создать детям платформу для хорошего звукопроизношения.
Существует множество интересных игр и упражнений для развития моторики руки. Эти игры могут использовать родители в повседневной жизни.
Наши мамы очень заняты, поэтому я предлагаю игры, которые мамы могут использовать во время работы на кухне. Ваш ребёнок не будет вам мешать, будет занят полезным и безопасным делом.
Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки - естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз - маленькую игрушку. Задача малыша -долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.
Параллельно можно считать шишки, орехи, сортировать фасоль по цвету. Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют
также виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.)
Конечно, овладевая лепкой, рисованием, аппликацией, ребенок не
научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают
руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука-глаз. Все это будет ему помощником в школе.
Кисть руки детей приобретает гибкость, уменьшается скованность движений, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными.
Все игры, упражнения и занятия, эффективно развивают мелкую моторику, дети быстро научатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
Если вы будете тренировать руку ребенка, будет развитие высших психических функций, речи, пространственных ориентировок. Играйте с детьми и творите! Умелые пальцы рук у детей становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Воспитатель высшей категории-
Никитина Надежда Фёдоровна